Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертизаОсновным инструментом расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где пострадали пассажиры, пешеходы, водитель, где был поврежден автомобиль служит экспертиза дорожных происшествий, которую в тех или иных условиях граждане по разному называют то автодорожной, то дорожной, то дорожно-транспортной.

Но ни одно из указанных названий не является точным и научно-обоснованным названием, но об этом чуть позже.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) до настоящего времени остается самым редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор причин.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза приобрела свое название более 7 лет тому назад, подавляющее большинство юристов, адвокатов, следователей, судей по прежнему продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс исследования, без уточнения точного вида экспертного исследования.

В следствии столь общего и абстрактного определения требуемой экспертизы, в общей практике довольно таки часто рождаются ситуации, когда в офис организации, где присутствуют тоже «автоэксперты» (эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), приходят материалы дела, для исполнения которых требуются специальные знания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожных знаков, дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги).

И тогда возникает некрасивая ситуация, в результате которой материалы дела возвращаются в судебные или следственные инстанции без должного исполнения, в результате чего установленные сроки расследования не выдерживаются в следствии неграмотности вышеперечисленных участников судебного процесса.

Основные задачи и цели судебной дорожно-транспортной экспертизы:

• обстановка на месте происшествия: участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние покрытия проезжей части, обочин;

• текущее состояние дорожного полотна в месте дорожно-транспортного происшествия, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности (невозможности) должного восприятия водителем дорожной ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• определение значений коэффициентов и параметров, характеризующих передвижение транспортных средств и других участников на месте происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и прочих объектов по покрытию автодороги;

Установление обстоятельств, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, которые способствовали возникновению происшествия: неблагоустроенность дороги, неверная разметка дороги, отсутствие нужных дорожных знаков, неправильное расположение дорожных указателей и иные отрицательные условия обстановки.

При назначении автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту необходимо предоставлять все имеющиеся материалы гражданского, административного, уголовного дела, относящиеся к ДТП. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу также необходимо знать, что для исследования необходимо глубокое изучение имеющегося комплекса информации о ДТП.

Например, в ситуациях, где важной причиной дорожно-транспортного происшествия являются погодные условия обязательным документом будет являться справка о погодных условиях в момент происшествия.